27.01.2023
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни каждого
человека. Чтобы будущая профессия приносила радость и удовлетворение следует
учитывать множество факторов, в том числе свои
интересы, склонности и способности. Давайте
попробуем разобраться в этих понятиях
Интересы — это побуждения познавательного характера. Они обусловлены потребностями:
- духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении
- общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности)
- материальными (потребность в одежде, питании, жилище).
Люди, как
правило, интересуются теми
предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Профессиональный
интерес — эмоционально окрашенное отношение
человека к определенному виду деятельности.
Интересы различают:
Ø по содержанию (например, музыкальные, технические);
Ø по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
Ø по глубине (глубокие или поверхностные);
Ø по длительности (устойчивые или неустойчивые)
Если ученик, увлекающийся
физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести
очень интересную статью по
проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это
сделать и выполняет, то его интерес,
безусловно, устойчивый.
Интересы
могут переходить в склонности –
стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе
устойчивый интерес.
Склонность — это
нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное,
сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются
в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание
каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может
быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда
есть склонность, то предполагается
и интерес.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и
различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу:
с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству,
изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к
деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много
любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по
телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно
те случаи, когда интерес есть,
а склонность отсутствует.
Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».
Как правило,
область интересов и склонностей совпадает.
Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Склонности не только проявляются, но и
формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности,
не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент
выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с
соответствующими способностями и
выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от
многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие
ему успех в деятельности.
От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и
прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить,
что способностями называют не всякие
индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей).
Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности
парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много
цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др.
Особыми способностями должны
обладать люди творческих профессий :
художники, музыканты, артисты.
Физиологическими
основами способностей являются задатки.
Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный
момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они проявляются и перерастают
в способности различного уровня при
взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в
активной творческой деятельности.
Успешность
выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и
характеризующим его как личность.
Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая
успешность этой профессиональной деятельности.
Общие способности обеспечивают более легкое и
продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов
деятельности. Специальные способности помогают
достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Академик Е. А.
Климов таким образом группирует эти специальные способности:
Литературные Особенности творческого воображения и
мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие
эстетических чувств, чувство языков
Технические Интерес к технике,
техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с
инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с
людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми,
умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных
процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое
мышление
Педагогические
Педагогический такт,
наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
Художественные Особенности творческого воображения и
мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию
и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в
эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие
претворение замыслов в действительность
Способности не только проявляются в
деятельности, но и формируются в ней.
Систематические
занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.
Талант —
выдающиеся способности личности в
определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень
творческих проявлений личности.
Для определения своих склонностей и способностей следует внимательней присмотреться к своим увлечениям и действиям, а так же можно пройти специальные тесты.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2023
Дата обновления: 31.01.2023
Дата публикации: 27.01.2023